Главная  
Назад  
Царский курган. Гробница Митридата. Керчь.
ШИРОКО
Автор: Яшкардин В.Л.
Дата публикации: 2013г
info@softelectro.ru
Ориентир: г.Керчь, Крым, Россия
Координаты: 45°22'26.57"N, 36°31'34.38"E
Название: Царский Курган, гробница Митридата.
Азимут дромоса: 232,21°
Направление приёма: 197,21° (пирамида Хеопса 35°)
Дата археологическая: 4 век до н.э.
Захоронения: нет
Исследователи: Антон Ашик 1833-1842, К.Р.Бегичев, А.Е. Люценко 1853-1878, В.Ф. Гайдукевич 1930-1966
Один из наиболее величественных курганов Крыма.
При открытии в 1837 г. ценностей и захоронений не найдено.
Соответственно курган отнесен археологами к разграбленным гробницам (без фактов).
В гипотезе инфразвуковой широковещательной сети эпохи пирамид, квалифицирован как звуковой приёмник.
Все параметры квалификации приёмника: дромос, широкополосный камертон, согласующее устройство, купол, направление на источник выполнены на 100%.
Принимал сигнал с пирамиды Хеопса.
Рассмотрим устройство этого величественного технологического сооружения.
Как во всех технологических сооружениях эпохи пирамид, здесь нет украшений и ненужных элементов, всё очень технологично.
Рис.1 Схема вертикального разреза Царского кургана.
Рис.2 Схема разреза, вид сверху, Царского кургана.
Рис.3 Царский курган. План и разрезы погребальной камеры и дромоса.(После реставрации 1865 г.)[1]
Гайдукевич В.Ф. [1,рис.10]:
Параметры приёмника:
-Антенны(дромос) длиною 36 метров.
-Широкополосный ступенчатый камертон с резонаторным кольцом встроенным в середину купола.
-Согласующего устройства в виде ступенчатой щели (аналогичное есть в пирамиде Хеопса.).
-Купола из 12 отдельных колец разного диаметра на прямоугольном основании 4,23 х 4,29 м, высотою 9 м.
-Вторичного резонатора- саркофага (вопрос не решенный)
Рис.4 Царский курган,. Вход и вид на антенны.
Автор фото: Алексей Гавриш, Россия
Антенны дромосы длиною 36 м (аналогично гробнице Атрея, Греция,Микены, 36 м).
Угол между дромосом и направлением на пирамиду Хеопса составляет 35°.
Типичный угол для подземных объёмно камертонных приёмников.
Рис.5 Угол между дромосом и направлением на Хеопса 35°.
Сверху на дромос помещен трапецеидальный ступенчатый широкополосный камертон.
В отличие от типичных греческих приёмников, здесь не используется промежуточная мембранная монолитная плита.
Камертон установлен непосредственно на часть дромоса, идущую к согласующему устройству.
Камертон соединен с резонаторным кольцом, встроенным в среднюю часть купола.
Свод широкополосного камертона закрыт двумя каменными слоями, без замкового камня.
Хотя здесь нет замкового камня, но закрытость свода ухудшает работу широкополосного камертона.
Рис.6 Современный вид на свод дромоса.
Автор фото: Алексей Гавриш, Россия
В первоначальном виде свод дромоса был открытым, о чём свидетельствуют картины кургана и записи исследователей 19 века.
Широкополосный камертон в первоначальном виде имел возможность нормально функционировать
Рис.7 Один из первых рисунков сделанных Ашиком в 1848 г.[1]
Рис.8 Бегичев К.Р. Царский курган. (1840-х)[2]
Рис.9 Чертеж архитекторского помощника Шмакова 1853г.[2]
Рис.10 Царский курган до 1865 г.. Автор ?.
В газете «Одесский вестник» 6 февраля 1837 г. (№ 11) была напечатана следующая корреспонденция из Керчи.
"В большом кургане, близ Нового Карантина, названном Царским, раскопка которого начата еще в 1834 г.г открыты г. Ашиком огромные,
в сажень толщины стены, из больших тесаных камней, украшенных рустиками. Стены эти, по мнению г. Ашика, образуют ход в гробницу,
которая должна находиться в центре кургана.
Ход этот не имеет свода, и чтобы дойти до предполагаемого места, должно разрыть и вынести покрывающую его огромную массу земли,
отчего работы на этом кургане должны продолжаться еще по крайней мере целый месяц.
Также заметим, что Ашик не рушил свод дромоса при первоначальной раскопке, он зашел сбоку.
Ашик пишет, что свода у дромоса не было, как он считает его сломали в более рание времена (без доказательств).
Обломком свода он также не нашел.
В 1865 г. А.Е.Люценко нанял анатолийского грека Константина Муратова, который надстроил свод над ступенчатым дромосом.
О чём Люценко в рапорте сообщил председателю Археологической комиссии Строгонову 30.11.1865 г. [1,32]
«вполне удовлетворительном окончании анатолийским греком Константином Муратовым как реставрации верхней части свода галереи, ведущей в гробницу Царского кургана, так и постройки при нем караульного дома с сараем — первой за 500, а последней за 600 руб.».
«Кроме того, сделан в погребальной комнате означенной гробницы новый каменный пол с крыльцом за 75 руб. и засыпана исправленная часть свода галереи от начала се до вершины кургана землею в виде откоса с обкладкой его дерном.
Земляные работы по восстановлению Царского кургана, состоявшие в поднятии разрушенной вершины его, засыпке всех углублений в насыпи с одной южной стороны, прорезе подошвы впереди открытой части галереи — для стока дождевых вод и сделание над исправленной частью означенной галереи откоса, о котором упомянуто выше, стоили несколько дороже каменных работ, именно 1200 р. 21 к.».
«отличному знанию дела каменщика Муратова, который нашел способ поднять на высоту около 5 саж. огромные штучные камни и положить их на место, не изменяя древней конструкции свода галереи»
Рис.11 Царский курган 1866. Автор ?
Исследователи проекта "ШИРОКО" ставят под сомнение законность такой реставрации.
У археологов не было достаточно доказательств наличия свода у дромоса, следовательно это реставрация плод их фантазий.
Думаю, мы вправе поставить вопрос о демонтаже надстроек господина К.Муратова (1865г.)
Кроме того, обратите внимание, что вход в купол то же был переделан.
Он стал уже, не думаю, что у художников и чертежников был так нарушен глазомер.
Сравните рис.13(современный вид) с рис.7-10 (вход был значительно шире).
Кто и зачем переделал вход в купол?
Гайдукевич В.Ф.[1.32]
В делах Археологической комиссии нет сведений о том, какой характер носили «исправления», осуществленные в 1866 г., что именно подверглось тогда ремонту.
Такие сведения имелись в архиве Керченского музея.
На их основании Марти отметил, что «в следующем (1866) году была реставрирована дверь, ведущая из галереи в погребальную комнату, и вырыт колодезь».
Все, кто писал о Царском кургане, воспринимали его архитектурную часть (дромос и склеп) как соответствующую первоначальному ее облику, но это не соответствует действительности.
Вот рисунок 19 го века, на котором показано , как переделывали гробницу очень похожую на Царский курган.
Буду рад получить информацию об авторе этого рисунка и что не нём изображено.
Рис.12 Рисунок 19-го века. Возможно перестройка Царского кургана?
Согласующее устройство выполнено в виде ступенчатой щели (коридора).
Подобное согласующее устройство используется в камере царицы пирамиды Хеопса.
Согласующее устройство предназначено для согласования волновых сопротивлений антенны и резонансного купольного усилителя с широкополосным камертоном.
Это согласование позволяет антеннам не отражать полученную инфразвуковую волну обратно в грунт.
Рис.13 Устройство согласования.
Автор фото: Алексей Гавриш, Россия
На фото выше мы видим пролом в стене, которое пробил Ашик при раскопках.
Рис.14 Вид на согласующее устройство из купола.[1]
Гайдукевич В.Ф. [1,рис.21]:
Купол приёмника собран из 12 каменных колец, в которые гармонично переходит широкополосный камертон (уступчатый свод)
Купол позволяет работать приёмнику в полосе 12 резонансных частот.
Поэтому такой купол может резонировать на всех частотах генерируемых пирамидой Хеопса.
Рис.15 Устройство купола.
Автор фото: Алексей Гавриш
Рис.16 Царский курган. План погребальной камеры. 1 — свод камеры; 2 — вымостка пола камеры.
Гайдукевич В.Ф. [1,рис.20]:
Рис.17 Царский курган. Реконструкция погребальной камеры. 1 — вход в камеру; 2 — угловой пандатив; 3 — разрез камеры.
Гайдукевич В.Ф. [1,рис.22]:
Гайдукевич В.Ф. [1,44]:
Камера почти квадратная: ее длина по центральной оси 4.39 м, ширина 4.23—4.25 м.
Покрыта она коническим уступчатым куполом (рис. 20, 21).
Вся кладка выполнена из гладких плит без рустов.
Начиная с 5-го ряда кладки в углах камеры сделаны диагональные, слегка вогнутые выступы, которые, постепенно все более выдвигаясь вперед, образуют ступенчатые пандативы, необходимые для перехода к круглому основанию уступчато-конического купола (рис. 22, 2).
На уровне 10-го ряда кладка образует правильный круг, являющийся началом купола.
Последний состоит из 12 кольцевидных уступчатых рядов кладки последовательно уменьшающегося диаметра и одной большой плиты, замыкающей центральное отверстие вершины купола, имеющее в поперечнике 0.83 м (рис. 23);
высота погребальной камеры от каменного пола (настил — новый, на месте разрушенного древнего) до высшей точки купола 8.84 м.
Купол приёмника является вторичным резонатором тип 2 (см. табл.1 объёмно камертонные приёмники) с диапазоном частот 87,307..97,999..110 Гц.
Поэтому звук принимаемый этим приёмником был слышим на слух.
Использование вторичного резонатора меньшего размера (саркофага) было не обязательным.
Саркофаг в кургане не был обнаружен, найдены какие то обломки, где они сейчас находятся не известно.
Так художник Карло Боссоли изобразил сцену посещения Царского кургана.
Вместо саркофага здесь видны вскрытая плита пола и различные обломки.
Рис.18 Карло Боссоли. Могила Митридата. 1856 г.
Как видно из картины Боссоли, художник отобразил камеру длинною 4,39м, значительно большей.
Будем считать это его творческим замыслом :)
Вторичный резонатор.
Вопрос о наличие саркофага в Царском кургане остаётся открытым для изучения.
Со слов музейных работников, он там был, но куда делся и где сейчас находятся, они не знают.
На полу в фокусе купола должен находиться вторичный резонатор.
Обычно это каменный саркофаг, хотя может быть и другой вторичный резонатор.
Например, в аналогичной гробнице "Казале Мариттимо" вблизи этрусского города Вольтерра, используется менгир.
Рис.19 Менгир в качестве вторичного резонатора, в ступенчатом куполе гробницы "Казале Мариттимо"
Несимметричность дромоса относительно купола
Гайдукевич В.Ф. [1,43]:
«Ось камеры повернута по отношению к оси дромоса влево» — таков факт, впервые зафиксированный обмерами архитектора А. И. Каплуна, опубликованными С. А. Кауфман.
Нашими обмерами (1956 г.) указанное выше обстоятельство не только подтверждено, но и уточнено.
Ось камеры отклоняется от оси дромоса на 3°05'.
Но если само отклонение является действительно фактом, то нельзя столь же твердо решить, было ли это отклонение произведено намеренно, как полагают некоторые исследователи, или оно явилось результатом некоторого просчета, известной технической неточности, допущенной строителями при разбивке плана в натуре.
Данная несимметричность не является ошибкой строителей, она была задумана изначально (мнение автора).
Аналогичная несимметричность встречается у греческих приёмников данного типа:
-Гробница Клитемнестры.
-Pellana Tholos Tomb..
-Thorikos Tholos Tomb B.
Данный наклон дромоса скорее всего улучшает условия приёма инфразвукового сигнала.
Возможно это компенсация кривизны Земли.
Современный вид на Царский курган в Керчи.
Рис.20 Вид на курган с обратной стороны.
Рис.21 Остатки каменной стены вокруг кургана.
Гайдукевич В.Ф. [1,31]:
В марте 1865 г. были произведены самые неотложные земляные работы по очистке от завалов дромоса-галереи «на всем ее протяжении, заключающем в себе не 16 1/2 саж. (как показано в Эрмитажном издании), а 17 1/2 саж.»,— писал Люценко в своем рапорте от 20 апреля 1865 г.
Интересно, что в связи с расчисткой дромоса Люценко произвел раскопку «подошвы» кургана, остававшейся нераскрытой против входа в дромос.
Наличие неснятой здесь периферийной части насыпи кургана создавало неблагоприятные условия для дромоса, куда неизбежно должны были устремляться потоки дождевых и талых вод.
Удалив насыпь, находившуюся на подходе к дромосу, Люценко сделал любопытное открытие.
Он обнаружил «на расстоянии 6 саж. от начала галереи род ограды в виде треугольного вала, сложенного из неправильных камней разной величины, между которыми найдено несколько черепков от расписной глиняной амфоры».
По-видимому, насыпь кургана была охвачена кольцевой кладкой, суживавшейся кверху и имевшей поэтому в поперечном разрезе форму треугольника.
Конечно, заслуживает величайшего сожаления, что Люценко никак не зафиксировал эту «ограду» и не сохранил найденные в ней фрагменты расписного сосуда (краснофигурного?).
Рис.22 Царский курган. Общий вид с юга.
Гайдукевич В.Ф. [1,рис.9]:
На этом фото 1950-х годов видна каменная стена.
Так что остатки видные в земле, возможно относятся к более поздним строениям?
Источники:
1. Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. (Уступчатые склепы. Эллинистическая усадьба. Илурат.)-Л.Наука, 1981.
2. Министерство культуры и искусств АРК. "Крымское республиканское учреждение. Керченский историко-культурный заповедник" Царский курган.
3.Фото.Царский курган. Алексей Гавриш, Россия
4. Керчь. Царский курган и его греческий аналог. Sibved