http://www.gelendshik.ru/pohod14/poma147.htm Косолапов В.В., 2014. Поход 7 2014 г. Геленджик, аул М. Псеушхо Туапсинского района, дольмены хребта Мжецу (Мезецу, Пшенахо), г. Геленджик (Фото на клике 200-350 кб.) См. карту 14 внизу страницы 20 февраля я поехал в аул М. Псеушхо, чтобы посмотреть дольмены. По информации из интернета там их несколько групп. Я начал свой поход с окраины а. М. Псеушхо, с урочища Дешеньикашеф. Это устье р. Мжецу. Прошел вверх, на слиянии свернул по ходу направо, потом на следующем слиянии еще раз направо. Слева по ходу скалы Кокай хребта Мжецу. Далее я по грунтовке пошел на перевал с р. Шаюк и далее по хребту вышел к слиянию трех притоков этой реки. Пошел по самому левому вверх по течению, потом после второго по ходу справа притока начал подниматься вверх по грунтовке. Она привела к первой группе из 4 плиточных дольменов (на карте они обозначены). Еще выше по отрогу дольмен-полумонолит №7 со скинутой крышей и полкой внутри. Когда я был там в 2008 г. были листья и я не заметил еще 3 дольмена поблизости. В 50 м к востоку плиточный дольмен с 4 полусферами, смотрящими на север, а отверстием - на юг. Дольмен небольшой, плиты тонкие. Между ними плиточный с разбитой крышей, направленный фасадом на ю-в. Отверстие без пробки напротив, направлено в склон. Выше еще подобный с целой крышей, без пробки и с таким же расположением. Плиты у обоих толстые, размеры небольшие. В се три дольмена группы "смотрят" на дольмен с полусферами. Далее я прошел в сильном тумане траверсом на восток, пересек два ручья. На втором был водопад около 20 м, который остался в стороне. Потом по отрогу я вышел под центральную вершину хр. Мжецу 1029 м и спустился по следующему отрогу на юг на привершинную плоскость с чашей в центре, где лежал снег. От нее на запад лежит еще одна плоскость. Там мы в 2013 г. осмотрели два дольмена №1 и №2. На юго-запад от дольмена 2 с дромосом развал плиточного дольмена и составной дольмен. Они небольшие, как и №2, и смотрят на юг. Составной дольмен у Валганова С.В. "используется охотниками как укрытие"!? Там места хватит только для одного охотника, если он сможет как йог сложиться. От составного дольмена вниз идет грунтовка, которая приводит к слиянию рек Шаюк и Тыбго возле аула Б. Псеушхо. По пути на небольшой поляне интересный дольмен с массивной фасадной плитой и прямоугольным уступом в ее верхней части. Задняя плита составная. Отверстия, похоже, не было. У слияния рек возле аула около сотни курганов и два развала плиточных дольменов. Один из этих дольменов был разломан растущим каштаном - "порван как Тузик грелку". Косолапов В.В., 2014.